О возможности в судебном порядке обязать контрагента заключить договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования

О возможности в судебном порядке обязать контрагента заключить договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования

25.02.2020 арбитражным судом Дальневосточного округа разрешен вопрос о возможности в судебном порядке обязать контрагента заключить договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (дело №А51-2915/2014). Актуальность данного дела заключается в том, что зачастую владельцами путей необщего пользования являются различные лица, между которыми могут возникать конфликты по поводу обеспечения проезда вагонов, следующих в адрес смежных ветвевладельцев. Ранее в некоторых случаях суды исходили из того, что в ситуации, когда владельцем пути не является ОАО «РЖД», договор не является публичным и заставить контрагента пропускать вагоны нельзя. С такой ситуацией мы столкнулись по делу №А51-2915/2014, спор рассматривался судом около 6 лет. Параллельно антимонопольным органом было установлено наличие доминирующего положения ответчика на рынке товарных услуг по предоставлению проезда к путям истца, вынесено предписание о недопустимости отказа в пропуске вагонов, которые ответчиком проигнорированы. В результате нами было подготовлено обращение в Верховный суд РФ с просьбой поставить точку в данном вопросе. 04.03.2021 Пленумом Верховного суда РФ издано постановление №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», пункт 16 которого дает разъяснения о том, что в подобной ситуации не имеет значения, является ли договор публичным. Таким образом, дело в части обязания заключить договор разрешено в пользу нашего доверителя-истца по делу.